На базе МГУ состоялся семинар «О современных проблемах статистического учёта видов экономической деятельности»

В Москве 18 ноября 2022 года состоялся научный семинар «Реалистическое моделирование», организаторами которого выступили экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова  совместно с Федеральной службой государственной статистики и ФГБУ «НИИ статистики Росстата».

Сотрудники Мурманскстата в режиме онлайн ознакомились с выступлениями учёных. С основным докладом на тему «О современных проблемах статистического учёта видов экономической деятельности» выступил Сопредседатель «Деловой России», заместитель председателя Общественного совета Минпромторга РФ, председатель Экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Викторович Данилов-Данильян.

Докладчик сообщил о подготовке реформы принципа присвоения кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). В начале прошлого года Федеральная налоговая служба (ФНС) и Министерство экономического развития РФ уже объявляли о необходимости её проведения, в настоящее время прорабатываются механизмы её реализации. Данилов-Данильян А.В. представил слушателям один из возможных путей.

Как отметил выступающий, ОКВЭД является основой для ведения реестра предприятий и организаций, при этом статистика ведётся по основному коду. В России, по данным ФНС, зарегистрировано более 7,4 миллиона юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). У Фонда социального страхования, объединённого с Пенсионным фондом РФ, значится немного меньше. Из общего числа ЮЛ и ИП – у 22% ОКВЭД указан детально, т.е. более 4 знаков, у 68% – ровно 4 знака, у 10% – менее 4 знаков.

Для проведения реформы имеется ряд предпосылок. Во-первых, межведомственная причина, из 7,4 миллиона организаций и ИП у 823 тысяч (11%) в базах ФНС и ФСС указаны разные основные коды. Во-вторых, на гребне первой волны пандемии COVID-19 предприятия из списка наиболее пострадавших отраслей, обращаясь за государственной поддержкой, не получали её из-за того, что были зарегистрированы под другим кодом. В-третьих, ни государственные органы, ни участники рынков не знают, сколько организаций реально занимаются тем или иным видом экономической деятельности.

Реформа предполагает коды ОКВЭД определять по единой методике – исходя из объёма выручки на соответствующий вид деятельности. Компаниям или ИП нужно будет указать те виды бизнеса, которые в общей сложности покрывают не менее 80% совокупной выручки. При этом нельзя будет проигнорировать направления, которые занимают в доходах более 10%. Вводить лимиты на количество видов деятельности, которые вправе указать компания, не планируется. Ограничивать бизнес в праве вести любую деятельность безотносительно выбранных кодов ОКВЭД (за исключением лицензируемой) также намерений нет. Основным будет считаться тот вид деятельности, от которого компания получает наибольшую выручку. При этом уже не будет иметь столь принципиального значения, какой код является основным, а какие – дополнительными. Структурирование деятельности исходя из долей выручки позволит государству более гибко применять к бизнесу те или иные нормы, а в перспективе – и меры поддержки. При изменении структуры выручки более чем на 20 процентных пунктов бизнесу нужно будет официально её обновить и уточнить коды ОКВЭД.

Для реализации реформы предстоит организовать автоматически работающий механизм, позволяющий онлайн разделять всю поступающую выручку организации на группы в соответствии с кодами ОКВЭД (до второго знака после запятой). Для этого предлагается утвердить единый принцип присвоения регистрационных номеров в договорах между организациями. К регистрационному номеру каждого договора должен добавляться код ОКВЭД исполнителя, в максимально возможной степени соответствующий характеру описываемой в договоре сделки (поставляемого товара, оказываемой услуги). Одновременно в поле назначения платежа любого расчётного документа (например, поле № 20 платёжного поручения), на основании которого будет осуществляться платёж от одного юридического лица другому, следует проставлять код ОКВЭД, указанный в регистрационном номере договора между этими организациями.

Если в договоре прописаны несколько сделок с разными кодами ОКВЭД, то в регистрационном номере договора нужно перечислять все коды, а в поле назначения платежа нужно указывать рядом с каждым кодом ещё и долю уплачиваемой в соответствии с этим платёжным документом суммы, приходящуюся на этот код. Однако доля таких сделок – менее 1%. В платёжных документах между ЮЛ, а также ИП поле № 20 сейчас в большинстве случаев не заполняется.

По словам Данилова-Данильян А.В., в ходе встреч со специалистами группы компаний «1С», а также бухгалтерами предприятий различных отраслей при очередном обновлении версии бухгалтерского программного обеспечения описанные выше изменения легко учитываются. Разработка потребует 2-3 месяцев, адаптация – ещё примерно полгода.

На первом этапе механизм будет распространяться на все хозяйственные договоры и платежи только между юридическими лицами. На втором этапе будет рассмотрен вопрос о подключении индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

По мнению докладчика, административные расходы на заполнение поля № 20 практически не возрастут, современные системы электронной бухгалтерии позволяют вносить данные автоматически, исходя из информации по коду ОКВЭД, уже представленной в номере договора.

В будущем бизнес сможет существенно сэкономить на подаче регулярной отчётной информации, поскольку указывать основной и дополнительный коды ОКВЭД надо будет только при первичной регистрации, а затем они будут автоматически рассчитываться системой в результате анализа данных всех фиксируемых платежей за каждый отчётный год.

Подробнее ознакомиться с докладом Данилова-Данильяна А.В. можно на сайте МГУ: https://www.econ.msu.ru/departments/statistics/Article.20221031160926_5834/.